Картинка

Yusuf "The Laughing Apple" (2017)



Буквально за последние месяцы вышло какое-то невероятное количество новых релизов от лучших из музыкантов. Фамилии/имена/группы настолько мною уважаемые, что смолчать решительно невозможно. Вчера добрался и набросал в плеер пару десятков альбомов (редкий, между прочим, случай - не помню, когда еще в моем плей листе было за раз столько новинок).

Первый идет Юсуф. Надо признать, не смотря на всю красоту истории - мне начинает казаться, что я слишком часто повторяюсь - по крайней мере, часть моих друзей имеет полное право сказать "Он сейчас снова про Юсуфа начнет", ну а куда деваться?

Итак, несколько десятилетий назад, в Америке явился миру Кэт Стивенс. Молодой парень мигом взлетевший на недосягаемые высоты фолк и рок музыки. Причем он не был шумным рокером - нет, нет, нет. Этот человек брал гитару и пел свои особенные (трижды особенные) тихие песни. На сцене могла быть и группа поддержки и бэк-вокал и сам он мог расшуметься, но чтобы там ни происходило - он всё равно воспринимался тихим парнем с акустической гитарой. Такова была его магия.

За ним сразу же пошла молодежь. Они хотели, чтобы он, своими песнями, учил их жить. Тем более, это было не сложно - чем-то хорошим, вечным были пропитаны песни насквозь. И, конечно, невероятный, волшебный голос самого Кэта Стивенса. Так больше не пел никто и никогда. Не удивительно, что каждый его альбом становился золотым (по-моему, только один серебряным стал).

Пока однажды, он чуть не умер. Кэт купался в море, что-то пошло не так и он начал тонуть. Тогда он взмолился о своей жизни и... выплыл. А на берегу осознал, что не знает кому молился - какому из Богов. И тогда Кэт Стивенс начал свой долгий поиск, закончившийся знакомством с Кораном. Погрузившись в книгу, он начал всё понимать про себя, про мир, про цели и потребности. Спустя некоторое время Кэт Стивенс принял ислам, перенаправил все финансовые потоки от альбомов на благотворительность и уехал к братьям-мусульманам. Туда, куда звало его сердце.

Всё. 20 лет карьеры, 11 альбомов - это наследие оставшееся от Кэта Стивенса. Больше он музыкой не занимался. Мы переслушивали, переслушивали его пластинки и даже не могли предположить будущего...

В 2006 году, спустя 28 лет, Кэт Стивенс вдруг вернулся с новым релизом. Он сказал, что снова почувствовал потребность создавать музыку и посовещавшись со своим имамом, решил продолжить. И знаете, что самое удивительное (это отмечали все)? 28 лет... их не было. Т.е. вы слушаете альбом 1978 года, потом (следующий) 2006 и не замечаете, чтобы этот человек постарел. Время оказалось не властно над Кэтом Стивенсом. Да, у него теперь другое имя - Юсуф Ислам. Но это такая мелочь. Гораздо важнее, что всё волшебство осталось при нем. Мое личное мнение, что возвращение Юсуфа - самое сильное и крутое за всю историю музыки. Кстати, а что же музыка? Она стала в чем то мудрее, в чем то глубже. Он не начал ломать шаблонов или быть другим. Юсуф - это повзрослевший на 28 лет Кэт, вот и всё. Он перестал быть мальчишкой, желавшим славы и стал мудрецом, стремящимся сделать мир лучше. И верующим, что с помощью песен это возможно. Собственно, только поэтому Юсуф Ислам на сцене. Подумайте, сколько еще вы знаете людей, искренне отталкивающих от подобных основ?

На альбоме "The Laughing Apple" Юсуф, впервые после возвращения, объединил себя "до" и себя "после". Переписал (или заново осмыслил) несколько песен из прошлого, позвал старых знакомых, участвующих в тех записях и создал, как всегда, магию. И знаете, что удивительно (да, снова удивительно - это слово липнет к нему) - я послушал записанную заново Юсуфом песню "Blackness Of The Night", потом послушал ее же в исполнении Кэта Стивенса... Вариант от мудрого Юсуфа мне нравится гораздо больше, чем от молодого Кэта! Он мне даже напомнил "As Tears Go By" Марианны Фэйтфулл, но это совсем другая история.
Картинка

Винил: Bruce Springsteen, Keith Jarrett & Jan Garbarek, Lou Reed, The Who и я



Bruce Springsteen "The Wild, the Innocent & the E Street Shuffle" (1973)

Второй альбом Спрингстина. Отложенный успех.

В момент выхода, о нем разве что критики говорили (сдержанно-эмоционально-хвалебно), народ как-то немного упустил релиз. Сумасшествие началось через два года, после выхода эпохального "Born to Run" - все кинулись скупать предыдущие альбомы, а критики внимательнее и откровеннее говорить о них. Но даже тогда, было еще рано. По достоинству "The Wild, the Innocent & the E Street Shuffle" был оценен десятилетиям позже - единогласно получив статус величайшего рок-альбома на стыке жанров, созданного в момент взлёта, на тот момент никому не известной, звезды парня по имени Брюс. Кто-то даже говорит, что это лучшее из его творений. Но не будем предавать такого значения восхищению - думаю, каждую (выпущенную до "Рожденного в США") пластинку Спрингстина кто-нибудь считает лучшей. Вопрос лишь в наличие "имхо" под мнением ревьюера.

"The Wild, the Innocent & the E Street Shuffle" действительно шикарен своими странными сочетаниями зрелой молодости - здесь всё собранно вместе - и фолк и рок и ритм-н-блюз и джаз и поэзия. Удивительно, что при таком наборе оно не разваливается, а выглядит крепкой, убедительной историей.


Keith Jarrett & Jan Garbarek "Luminessence" (1975)

Вот уж да уж. Предельно странная запись. Как вы помните, Кейт Джарретт - один из моих любимых музыкантов ever. Мы с ним близкие друзья, понимающие друг друга с первого слова. Собственно именно я слышал первым все его записи. Как-то ночью я, разбуженный телефонным звонком, взял трубку - и кто же там был? Старина Кейт звонил мне из Богом забытой телефонной будки и, сбиваясь, рассказывал об идеи нового альбома, временами переходя на чтение нот.

Странный мужик. Ну ладно. В общем, на этом альбоме Кейт Джарретт не играет. Совсем. Даже клавиш своего инструмента не касается.

Итак, что же происходит? Кейт Джарретт сочинил музыку для струнного оркестра. А затем... позвал саксофониста Яна Гарбарека и сказал ему: "Слышишь, игру оркестра? Возьми свой саксофон и... импровизируй!". "А границы?" - спросил Ян. "Fuck the system!" - ответил Кейт.

И всё равно из этой входной истории могла получиться какая угодно музыка. Вплоть до спокойно-усыпляющей. Но эти ребята сделали какую-то волшебную дисгармонию. Мне сложно описать на сколько странно всё здесь звучит. Нельзя сказать, что оно вместе - точно так же, как нельзя утверждать, что оно порознь. Что же тогда? - Странный, очень странный союз, от созерцания которого крайне сложно оторваться и который почти невозможно забыть. По крайней мере, я слышал эту музыку и после окончания пластинки и на следующий день.


Lou Reed "New York" (1989)

Лу Рид - мужик не простой. И простыми дорожками он никогда не ходил. Один лишь выбор в жёны Лори Андресон чего стоит. Т.е. трудностей не боялся, быть откровенным тоже. Вся его музыка - это сплав личного, внутреннего (внутреннее не равно личному, потому что личное лежит на поверхности сознания, а внутреннее может быть не осмысленно и выраженно тенями), современного (каждый раз), антипараллельного, революционного и, зачастую, непризнанного. Так и жил. Лично у меня никогда не возникало ощущение, что Лу Рид выпустил альбом и был счастлив. Что-то близкое к затаившемуся покою я видел на его лицо в фильме его жены про её собаку уже после смерти мужа. Это, пожалуй, единственное пересечение Лу Рида с подобием счастья.

Во всём своем страдании Лу Рид мог бы быть каким-нибудь аналогом бедного эмо, но нет - он каждый раз что-то яростно выражал. Честно скажу, удавалось не всегда. Уж у кого у кого, а у него точно есть альбомы граничащие с полным отстоем. Видимо, излишки страданий. Говорю без сарказма, ибо, истинно страдая не всегда получается быть на пике формы.

На этом альбоме он смог. Есть люди ограничивающиеся ранним Лу Ридом. Прекрасно их понимаю - там ценнейшая, хрупкая, болезненная красота. Однако я воспринимаю Лу Рида и дальше и позже и даже сейчас пишу о нём в прошедшем времени не без труда.

"New York" - совершенно точно один из лучших его альбомов. Это даже не обсуждается. 80-е Лу Рид решил закрыть простой, жёсткой музыкой. И не просто разрозненными песнями, а цельным полотном любимого города. А может и не любимого. Да оно и не важно. Нью-Йорк Лу Рида. Уж такой какой есть. Без прикрас. Украшенный классически-длинными мрачными текстами.

На оборотной стороне пластинки Лу Рид пишет о своем почти часовом детище: "Слушайте альбом целиком, как если бы это была книга или фильм". И вот одной этой просьбой он многое объясняет.


The Who "Odds & Sods" (1974)

Необычная компиляция стоящая вровень с номерными альбомами.

История её такова. В 1974 году The Who оказались запертыми между вышедшей в 73-ем Квадрофенией и готовящемуся к выходу в 75-ом Томми. А тут еще и пиратские бутлеги посыпались один за другим перетягивая на себя финансовые потоки (конечно, крутые чуваки из Гретефул Дэд никогда не парились подобными вещами и даже поощряли их, но не будем о буддах). В общем было принято следующее решение: все кроме Джона Энтвистла продолжали готовиться к Томми, а его назначили ответственным за выпуск нового альбома из неизданного материала и всего прочего что (за уже почти десятилетнюю историю группы) шло как-то параллельно, чуть сбоку, не прорываясь наверх.

Зарывшись в старые записи Джон совершил маленькое чудо - выпустил крепкий, громкий, убойных альбом классических The Who. Профессиональные критики, честно говоря, занудно выступают с речами о неполноценной цельности, о том, что и то и это и пятое и десятое. Но люди способные получать незамутненное удовольствие - неизменно кайфуют от "Odds & Sods". Достаточно сказать, что альбом стал "золотым", да и на амазоне у него "пятерка" от простых смертных. По другому и быть не может - слишком кайфово.

Всё сказанное выше - только часть истории. Есть и вторая, личная.

С The Who у меня специфические отношения, вернее специфическое восприятие. Я никогда не воспринимал их альбомы, как то, что хочется слушать и переслушивать. При этом впечатлился фильмом "Томми" и с удовольствием смотрел их концерты - вот в этой live ипостаси они для меня всегда и существовали. Там драйв преумножался!

Однажды (история всё еще продолжается), в институте, я захотел участвовать в соревнованиях по армрестлингу, но моя весовая категория была занята мощным парнем, а нижняя - как раз свободна. До соревнований оставалась неделя и я решил скинуть 6 кг, чтобы войти в нее. И вот дома я начал упариваться под бесконечное громкое звучание "Odds & Sods". Никакой науки и разумения в том, что я делал не было - я ничего не читал и на энтузиазме делал то, что считал возможным и реальным.

Неделя, конечно, была сложной, но у меня получилось, я вошел в нижнюю весовую категорию и всё это мне доставило большое удовольствие. Альбом The Who стал вечной ассоциацией того стремительного движения - а такие вещи, врастая в нас, становятся бесценны.
Картинка

О последних прослушанных пластинках





Tom Waits "Blue Valentine" (1978)

Вейтс вне категорий, регалий, наград. Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь вручит ему Оскара или Нобелевскую. Не понятно как его оценивать, да и собственно зачем?
Еще к Тому невозможно придраться. Он крут и самобытен во всех своих проявлениях. От появлений в фильмах Джармуша, до, конечно же, своей музыки. Даже его концерты не укладываются в стандартное понимание выступления.

Такая небольшая вводная.

"Blue Valentine" занимает во мне особое место. Я полюбил его еще в детстве, во времена интеллектуальных пьянок тет-а-тет с другом, которого никогда не мог перепить. Этот альбом был замечательным саундтреком. Может быть даже лучшим. Скрипучий Вейтс рассказывающий о проститутках, потасовках и прочих историях происходящих на ночных улицах большого города. Рассказывающих так, что не понятно - то ли это новостная хроника, то ли романс, а может и плод его воображения - истории на ночь от подвыпившего Вейтса. Да, в этом и дело - с ним всегда такое чувство, что он "свой" - может и не твой друг, но он тебя понимает - это точно. И ты его понимаешь.


Osmonds "Osmonds" (1971)

У меня, правда, немецкий пресс переназванный по имени главного хит-сингла с пластинки - "One Bad Apple". Но сути дела это не меняет.

Osmonds - это семейство Осмондов. Все ребята на обложке - братья - сами играют, сами поют, сами танцуют. Весёлый, заводной поп-рок прямиком из 60-х. В своё время их звезда достаточно ярко зажглась на музыкальном небосводе. Продюсеры даже попытались, передавая привет битлам, ввести в обиход термин "осмондмания" - но не срослось.

Сейчас, когда фанатеющие девчонки стали бабушками - современные критики дифирамбы группе не поют. Но мне нравится. Легкие мелодии, звонкие голоса... включаешь и радуешься - разве этого мало?


Ella Fitzgerald & Louis Armstrong "Ella & Louis" (1956)

Пожалуй, один из самых мощных дуэтов ever. Больше и добавить то нечего. Необъятные красота, искренность и гармония заключены в этой пластинке. А может быть и... любовь. Не к кому то конкретному, а ко всему тому, что вокруг нас. Да, пожалуй, такое чувство посещает во время прослушивания - Элла с Луи полны любви к окружающему их миру. И это, знаете ли, заразно.


King Crimson "In the Court of the Crimson King" (1969)

Один из лучших дебютов ever, один из лучших рок-альбомов ever, один из самых оригинальных рок-альбомов ever, один из самых революционных рок-альбомов ever, ever-ever-ever.

Один из моих любимых альбомов. Рассказывать про него практически бесполезно, там в каждой песни происходит магия и волшебство. Будь то деструктивно-сумасшедшая или расслабленно-философская или апокалипсическая или идущая на цыпочках или громогласная - магия.

Подобное не случается дважды. Кинг Кримсон крутая группа, но они никогда не сделали второго подобного альбома (хотя следующий частию похож). И никто иной не пытался создать подобное. Потому что слушатели не ждали повторения. Это всё равно что искать вторую одинаковую снежинку. Никто не ищет - понимая, что у него в руках нечто неповторимое.

Всё что остается - наслаждаться одним из самых изобретательных (и при этом живым!) альбомом рок-музыки.
Картинка

Кто радуется Роджеру Уотерсу?

Роджер парень особенный. Один из немногих с кем я точно не хочу встречаться. Типа я сижу такой на работе, программирую - вдруг звонок с неизвестного номера: "Хеллоу, вы хотите взять интервью у Роджера Уотерса? Билеты на самолет бизнес-классом, а так же недельное проживание, плюс курсы английского - всё оплачивается". И я такой: "Не, нахер надо".

Серьезно, Уотерс - это бескомпромиссная (на уровне подростка) упёртость во взглядах, мнениях, решениях и, главное - в единожды данной миру оценке. Уотерс - синоним разрушения. При том, что сам он (со своей стороны) вечно занят созданием нового мира. Хотя нет, вернее, он не создает новый мир, а стоит на кирпичах (являющихся остатками прошлого мира) и вещает даже не о счастливом будущем, а о просранном настоящем. Надо отдать должное, вещает убедительно и самозабвенно. К тому же, не первый год, а лет так стопитсот, наверное.

Такой вот человек Роджер Уотерс. Потому я и спрашиваю: "Кто хочет новую порцию забытой депрессухи? Есть желающие?".

Лично я, саундтреком под эти самые строки сижу и слушаю. Ну а что ж? Это не противоречие сказанному собою же - это давние связи. И любовь, но не по Уотерсу - не по той половинке, которой он является (да, да, кипятись, злись на мои слова, Роджер) - а по тому целому частью, которого он был.

Когда Гилмор выпустил свой старческий альбом я уныло пошел его слушать и пришлось радоваться. Ну а куда деваться? - если звуки этой гитары, этого голоса возбуждают в памяти вершины рок-искусства, осколками которого сейчас они являются. Так же и с новым Роджером. Не было бы прошлого - никому не был бы нужен этот альбом старых песен. Но если что-то, некоторая вещь или событие, возбуждает в памяти великую ценность - эта вещь сама становится ценной. Пусть на миг, пусть на день, черт с ним - на месяц.

Картинка

Боб Дилан



Если вы спрашиваете себе "Где?", то вот он - спиной к нам, выходит из здания Шведской Королевской академии наук, после того, как забежал туда за медалькой втихую.
Картинка

Возраст

Сейчас узнал, что 1 мая в Олимпийском KISS жгут. Открыл ютуб - посмотреть, что они есть на сцене сейчас. И с первых же кадров подумал (параллельно с девушкой выбираем в какую оперу пойти): "Лучше вместо них на парочку-троечку опер сходить или в театр".
Картинка

Винил

Как-то так неспешно скопилось много невыраженного и т.к. оно стало уже почти необъятным - скажу коротенько.

Yehudith Ravitz "Covered And Discovered" (1980)



Израильская пластинка. Прямиком со святой земли. Хороший фолк.

Michelle Shocked "Short Sharp Shocked" (1988)



Из категории однодоллоровых пластинок купленных вслепую. Оказалась бомбой. На обложке заснята (а не изображена) сама Мишель - активистка и всё такое. Что-то сходное с Патти Смит (но с ней, наверное, неизбежно сравниваешь каждую, излучающую силу, девушку), при этом таки самобытное. Отличная запись.

Patti Smith Group "Easter" (1978)



А вот и сама Патти. Конечно же, крутая. "Easter" называют самым попсовым (относительно прочего её материала). Думаю, это во многом связано с песней "Because The Night", без которой уровень удобоваримости со стороны широкого слушателя был бы значительно снижен. Но это не в укор песне! И не в укор пластинке. В общем, ни одной возможной причины для укора - сплошная радость и танцы во время главного хита.

Joan Baez "Any Day Now" (2LP) (1968)



Кто куда, а я за Баез. Появилась возможность купить еще пластиночку? - пластиночка куплена. Здесь она исполняет исключительно песни Дилана, часть из которых даже сам автор не исполнял. На оллмьюзик у пластинки 3.5 звезды стоит. WTF?? Баез в принципе не может на такую низкую оценку напеть. К тому же с подобным материалом, к тому же со своей глубокой подачей. Ну нахер, сильная вещь. Баез критикой не испортишь.

Arlo Guthrie "Alice's Restaurant" (1967)



Арло клёвый. Один из немногих артистов вызывающих огромную симпатию, как человек. Со своим дебютным альбомом и одноименной композицией на всю первую сторону. Причем это не какой-нибудь прог-рок, легко растягивающийся до подобных размеров - а просто фолк-песня. Но для меня основной кайф во второй стороне, не смотря на всю эпохальность Алисы.

Iron Butterfly "In-A-Gadda-Da-Vida" (1968)



А здесь композиция (так же давшая название всей пластинке) занимает всю вторую сторону. Признаться из-за нее и купил. Хотя чего "признаться" - наверняка я не один такой. Всё-таки Железная Бабочка, не смотря на живучесть в нашей памяти - группа своего времени. И, пожалуй, только композиция "In-A-Gadda-Da-Vida" выталкивает ее в бОльшие пространства (являясь при этом всё равно ярким примером не безвременности, а эпохи). Крутая медитативная вещь. Вместо того, чтобы слушать каждую сторону, лучше послушать два раза вторую.

California Ramblers "Hallelujah! Here Comes The California Ramblers" (1925-1929)



Забыл в каком году напечатана пластинка, но, в общем, непосредственно записи ко второй половине двадцатых относятся. Биг-бенд, свинг - вот это всё. Однодолларовая. Просто и радостно, хороший документ своего времени.

Mississippi John Hurt "Last Sessions" (1972)



Вооот. Это истинная жемчужина. Очень рад пластинке. Один из моих любимых альбомов ever. Последние записи добрейшего человека, уникального музыканта, после прослушивания которого такие банальные слова, как "счастье" и "радость", лучше всего описывают твоё состояние. Может быть кто-то не знает, может быть кто-то забыл, может быть не читал у меня ранее, а может быть всё знает, но сказать словечко про Джона Хёрта - мне всегда приятно.

Джон родился (1892), вырос и в 1928 записал пластинку. Даже не пластинку, а "записи", которые позже были объединены под вывеской "1928 Sessions". Но их (записи) почти никто не покупал, а тут еще и Великая депрессия ускорившая крах звукозаписывающей компании. В общем, Джон Хёрт уехал домой, в Миссисипи и продолжил работать на ферме.

И лишь 35 лет спустя, некий исследователь наткнулся на эти записи, проникся и решил разыскать музыканта. Но как?.. Никакого обратного адреса, никаких данных не было. Лишь две строчки в одной из песен "Avalon, my home town, always on my mind / Avalon, my home town." Представляете? Этот решительный человек отправляется в путь, в Авалон, надеясь, что этого достаточно.

Как ни странно, но Исследователь нашёл Джона Хёрта, который занимался тем, что у него хорошо получалось - продолжал работать на ферме. Лишь иногда играя на деревенских дискотеках. Исследователь, конечно, испугался за сохранение мастерства и спросил - может ли Джон что-нибудь сыграть? И дедушка сыграл, поразив путешественника, тем, что стал только лучше.

Еще, конечно, пришлось постараться, чтобы уговорить скромного Хёрта переехать в большой город и снова начать выступать. Но это детали. Спустя 35 лет Джон Хёрт возобновил свою музыкальную карьеру и выступал на сцене в течении 1963-1966-х, успев записать еще несколько пластинок до своей смерти в 1966-ом.

Что такое эти несколько альбомов? Мало, очень мало. Но, удивительное дело, в случае Миссисипи Джона Хёрта не хочется вскричать "Ах! Чтобы он ещё успел сделать, если бы не перерыв! Или если бы пожил подольше". Не знаю почему. Может быть потому, что музыка Джона Хёрта уникальна по силе своего воздействия. И оно, воздействие, не изменяется от пластинки к пластинке - везде одно и то же доброе сердце. Он мог записать их еще 10, 20, 30... Но достаточно и одной. Честное слово. Просто надо выбрать свою любимую. У меня это "Last Sessions". Мне нравится, что Хёрт здесь такой живой и светлый дедушка. Если прислушаться, то становится слышно, как он дышит между строчками песен (наверное микрофоны слишком чутко были настроены) - и это тоже волшебно. К тому же у меня настоящая пластинка с прекрасным звуком. И Хёрт не где-то там - он совсем рядом.
Картинка

Винил: The Dave Brubeck Quartet ‎"Time Further Out" (1961)



Лучшее из всего, что слушал за последнее время. Удивительной легкости и красоты запись, при том, что она адски сложна. И словно мало музыки подобной ветру - Дейв пишет на оборотной стороне пластинки текст наполненный красотою и любовью. Он пишет про темпы, про музыкантов, рассказывает истории, описывает радость рождения сына.

На самом деле, я мало знаю музыкантов, которые бы на протяжении жизни являли собою столь устойчивый пример открытости и восхищения окружающим их пространством. Я помню, как Дейв Брубек (кажется я упоминал эту историю в обзоре предыдущей его пластинки) плакал в фильме "Джаз" - рассказывая о людях.

Дейв Брубек любит нас. этого не почувствовать просто так, с бухты барахты, через океан. Но стоит включить подобную запись и его чувства становятся очевидны. Типа Пол Дезмонд сделал то, Джо Морелло сделал это... а Брубек? что сделал он? - "Я так радовался, что у меня родился сын" или "Миро нарисовал тааакую картину!" или "Мы были в Новой Зеландии, там я услышал потрясающие ритмы" - примерно так Дейв рассказывает о своей музыке.

Я, признаться, что-то пассивно делал, когда включил альбом. Но уже на второй композиции всё бросил и полетел. Ничего постороннего не было в моей голове, красота вытеснила всё, не оставила место прочему.

После окончания пластинки, я, самопринудительно, выждал с пол часа и запустил ее снова.